"Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит"
Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц"
2014 стал для меня знаковым во многих аспектах, но наиболее важной была (и есть) тема воспитания детей.
Пришло понимание того, что желаемое часто не совпадает с действительностью. И только любви не достаточно для того, чтобы понимать своих детей и строить с ними гармоничные взаимоотношения. Воспитание, осознанность и планирование своих действий здесь необходимы так же, как и в других сферах жизни. Не зря в колесе баланса сфера "Дети" часто выносится отдельно, значит цели в этой сфере нужно формировать отдельно от других, а не оставляя само собой разумеющимся фоном.
В течении года я анализировала, каких же компетенций не достаточно мне для того, чтобы понимать своих детей и совершать в их отношении правильные поступки. И каких навыков пока нет у них, чтобы быть более радостными, естественными и счастливыми.
Как оказалось, практически во всем у нас были совпадения:
- управление эмоциями
- понимание себя
- понимание других
- умение строить доверительные отношения
- коммуникации в стиле Я+Ты+
- умение видеть или находить позитив
- креативность и творчество
А если ориентиры для развития совпадают, значит действия родителей и детей можно совместить. Что особенно прекрасно для работающих мам и пап:)
Итак, на 2015 моим приоритетом будет поиск (и генерация) идей и методов развития этих 7 компетенций.
В планах также делиться своими находками с теми родителями, кого интересует тема воспитания поколения Z. Ведь намного легче двигаться к целям вместе, правда?
Почему поколение Z?
Все очень просто, мои дети - представители этого поколения. И как говорят исследователи, ценности данного поколения пока в процессе формирования. Подозреваю, что и подходы в коммуникациях с ними, в воспитании тоже пока формируются научным "методом тыка".
Ну что ж, не будем ждать, а отправимся в это путешествие сами. Оно обещает быть сложным, но увлекательным:)
*Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, которые определили представителей следующих поколений:
Поколение GI или поколение Победителей (1900—1923 г. р.)
События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.
Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.
Молчаливое поколение (1923—1943 г. р.)
События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.
Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
Поколение Беби-Бумеров (1943—1963 г. р.)
События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
Поколение Х или Неизвестное поколение (1963—1984 г. р.)
События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984—2000 г. р.)
События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет — их привычная действительность. Эпоха брендов.
Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
Поколение Z (c 2000 г. р.)
Ценности самых старших представителей этого поколения в процессе формирования.
(информация о теории поколений взята с сайта trainings.ru)